В Роспатенте оценили влияние политической ситуации в мире на число заявок на регистрацию ТЗ
Несмотря на сложную политическую ситуацию, количество заявок на регистрацию новых товарных знаков (ТЗ) растет, заявил глава Роспатента Юрий Зубов в беседе с «Известиями».
По данным ведомства, за семь месяцев этого года на регистрацию поступило более 60,5 тыс. заявок — на 5% больше, чем за аналогичный период 2021-го. При этом российские компании подали на 13% больше заявок, чем в прошлом году, а иностранные — на 15,4% меньше.
«Формальные заявления западных компаний об уходе из России могут подразумевать абсолютно разные ситуации. Например, есть компании, которые официально не объявляли об уходе, однако из-за проблем с логистикой вынуждены временно прекратить поставки товаров. Есть случаи, когда объявившая об уходе с российского рынка компания передавала права на ИС (интеллектуальную собственность. — Ред.) аффилированным лицам — дочерним или управляющим компаниям, зарегистрированным в России», — рассказал Зубов «Известиям».
Он также отметил, что обеспечение правовой охраны товарных знаков иностранных компаний на территории России отвечает интересам российского потребителя. «В противном случае на практике будет означать автоматическую легализацию оборота контрафактной продукции, так как без действующих товарных знаков любая поддельная продукция перестает быть контрафактной с точки зрения использования этих товарных знаков», — подчеркнул глава Роспатента. В итоге это может привести к тому, что российский рынок наполнится продукцией, которая будет сильно уступать по качеству, а в случае с такими категориями товаров, как, например, бытовая техника и электроника, может быть опасной для потребителя, заключил Зубов.
По словам патентного поверенного, руководителя юридической практики, практики по товарным знакам и промышленным образцам фирмы «Городисский и партнеры» Евгения Александрова, «интеллектуальная собственность и товарные знаки в частности — это практически единственный инструмент, позволяющий пресекать ввоз и распространение контрафактных товаров, а в отсутствие правовой охраны правообладатель не сможет препятствовать ввозу контрафакта». «Это приведет к тому, что на рынке будут присутствовать под одним и тем же товарным знаком товары разных производителей и разного качества, — подчеркнул Александров. — Кроме того, такие меры затронут и отечественных производителей, которые лишатся возможности приобретать необходимое оборудование и обеспечить его надлежащее обслуживание, что опять же скажется на качестве и доступности товаров для потребителей».
Он также отметил, что не было прецедентов, когда в отношении российских компаний за рубежом были бы приняты какие-то ограничения или аннулирование. «В сложившейся ситуации для российского бизнеса открыты все возможности, чтобы занять освобождающиеся ниши и вывести на рынок свой собственный бренд, который вполне может стать успешным и узнаваемым», — сказал Александров.
В свою очередь председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова обратила внимание на то, что для иностранных ТЗ в России, так же как и для российских брендов за рубежом, действуют международные соглашения в сфере охраны интеллектуальной собственности. «Существующая модель охраны прав интеллектуальной собственности основана на Конституции Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации», — отметила она, уточнив, что Россия является одним из ключевых участников глобальной системы интеллектуальной собственности и участвует во всех основополагающих соглашениях в данной области. «В условиях сложной политической ситуации, гарантии охраны и защиты интеллектуальных прав являются одним из ключевых факторов стимулирования инновационной активности в России», — добавила Гумерова.